Мы вовсе не исчерпали тему сотворения мира; к тому же с ней связана и история грехопадения людей, требующая отдельного рассмотрения. И всё-таки я пока отложу ее, и попытаюсь посвятить ближайшие заметки другому вопросу.
В начале ХХ века на Афоне и в России произошли споры касательно почитания Имени Божия. К сожалению, многие до сих пор полагают, будто были какие-то еретики имяславцы или «имябожники», которые благополучно были осуждены церковными властями.
На самом деле это даже формально не так: Всероссийский Собор 1917–1918 годов принял к рассмотрению этот вопрос, но так и не завершил (или скорее, почти что и не начал) его рассмотрение. И сторонники, и противники имяславия стремились достичь какой-то определенности, поскольку действия церковных властей были непоследовательны и противоречивы. История эта не только интересна, но и поучительна, а богословские споры, возникшие почти случайно, затронули буквально все самые главные понятия и истины, на которых стоит наше исповедание.
Прежде чем начать беседовать обо всех этих спорах, приведем несколько цитат, которые могут задать правильное направление нашей мысли.
Святитель Иоанн ЗлатоустСвято и страшно имя Его (Пс. 110:9), т. е. вполне достойно удивления. Если же таково имя Его, то не тем ли более существо Его? А как имя Его свято и страшно? Его страшатся бесы, боятся болезни; этим именем апостолы исправили всю вселенную; его употребив вместо оружия, Давид поразил иноплеменника; им совершено множество великих дел; им мы совершаем священные таинства. Таким образом представляя, сколько чудес совершает имя Его и сколько благодеяний, как оно поражает противников и укрепляет своих, размышляя о делах, превосходящих обыкновенный порядок вещей и превышающих человеческое разумение, он говорит:
Свято и страшно имя Его. Если же оно свято, то для прославления его нужны уста святые и чистые.
Беседа на Псалом 110, гл. 7
Апостолы были посланы для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы наконец уверовали. Во что же уверовали?
Во имя Его (Ин. 1:12). Мы не должны исследовать сущность Его, но веровать во имя Его, так как оно творило чудеса.
«Во имя Иисуса Христа, – говорит Петр, –
востани и ходи» (Деян. 3:6). Оно и само требует веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумом.
Беседы на Послание к Римлянам 1, 3
Хвалите имя Господне (Пс. 112:1). Что значит это прибавление «имени»? <…> Оно достохвально по самому существу своему; но Бог хочет, чтобы и в нашем образе жизни сияла эта похвала. <…>
Буди имя Господне благословенно от ныне и до века (Пс. 112:2). Что говоришь ты? Разве оно не благословенно, хотя бы ты и не молился? Видишь ли, что он говорит не о том благословении, которое присуще Богу и принадлежит Ему существенно, а о том, которое воздается Ему людьми?
Беседа на Псалом 112, гл. 1
Да исповедятся имени Твоему великому, ибо страшно и свято есть (Пс. 113:9). Всякое имя Божие велико, потому что имена Бога надобно понимать соответственно Его славе. Если, например, Он называется Владыкой, то не в том смысле, в каком это название употребляется у нас; если именуется Царем, то царское достоинство в Нем должно представлять иначе [чем в земных царях]. Впрочем, велико то имя Божие, которым Он Сам Себя назвал, когда на слова Моисея: «Вот, я прииду к сынам Израилевым и скажу им: "Господь Бог евреев послал меня к вам". А они скажут мне: "Как Ему имя?" Что сказать мне им?», – отвечал ему: «Скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам (Исх. 3:13–4)». Этому страшному и святому имени пророк и повелевает исповедаться <...> Указанное имя, говорит пророк, страшно и свято: страшным представляй его для врагов, т. е. демонов, почему они избегают и его призывания, а святым признавай для святых, потому что они освящаются не иначе как через имя Христа.
Беседа на Псалом 98, гл. 1
Что же значит:
Мене не воспросите (Ин. 16:23)? Вы не будете нуждаться в посреднике, но довольно будет произнести только имя, чтобы получить все. <…> Показывает силу Своего имени, так как [апостолы], не видя и не прося Его, но только называя Его имя будут иметь великую цену у Отца. Когда же так было? Тогда, когда они говорили:
«Призри на прещения их и даждь рабом Твоим со всяким дерзновением глаголати слово Твое и творити во имя Твое чудеса», и подвижеся место, идеже бяху собрани (Деян. 4:29–31).
Беседа на Псалом 8, гл. 1–2
Дивно и велико имя Его <...> Этому имени нет ничего равного; оно всегда дивно: «имя Твое, – говорится, – как разлитое миро» (Песн. 1:2). И кто произнес его, тот вдруг исполняется благоухания.
Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12:3). Вот сколь много совершается этим именем. Если слова «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ты произнес с верою, то ты все совершил. Смотри, сколько ты сделал: ты воссоздал человека и произвел все прочее в таинстве Крещения. Таким же образом это страшное имя владычествует и над болезнями <...> Этим именем обращена вселенная, разрушено тиранство, попран диавол, отверзлись небеса. Но что я говорю «небеса»? Этим именем возрождены мы и, если не оставляем его, то просияваем. Оно рождает и мучеников, и исповедников. Его должны мы держать, как великий дар, чтобы жить в славе, благоугождать Богу и сподобиться благ, обетованных любящим Его.
Толкование на Послание к Колоссянам 9, 2
Есть у нас духовные заклинания – имя Господа нашего Иисуса Христа и сила Креста. Это заклинание не только изгоняет дракона из своего логовища и ввергает в огонь, но даже исцеляет раны. Если же многие, хотя и произнесли [это заклинание], но не исцелились, то это произошло от маловерия их, а не от бессилия произнесенного имени; точно так многие прикасались к Иисусу и теснили Его, но не получили никакой пользы, а кровоточивая жена, прикоснувшаяся не к телу, но к краю одежды Его, остановила долговременные токи крови. Имя Иисуса Христа страшно для демонов, страстей и болезней. Итак, станем им украшаться, им ограждаться.
Беседы на Послание к Римлянам 8, 6
Имя Господа нашего Иисуса Христа, сходя в глубину сердца, смиряет дракона, владеющего помыслами, а душу спасает и животворит. Потому непрестанно сохраняйте в сердце имя Господа Иисуса, чтобы сердце поглотило Господа и Господь – сердце, и таким образом два стали едино.
Послание к монахам
Григорий Нисский Все имена Божии равно именуют неименуемую сущность Сущаго, по пророчеству:
Аз Господь (Ис. 42, 8):
Сие Мне Имя вечное и память родов родом (Исх. 3, 15); и еще в другом месте говорит:
Аз есмь Сый (3, 14); и у другого Пророка:
Яко милостив есмь (Иер. 3, 12). И тысячами иных имен, означающих высоту и благолепие, Святое Писание умело именовать Бога, почему в точности дознаем из сего, что когда скажешь одно имя которое-либо, этим самым одним безмолвно произносится весь список имен. Ибо если именуем Господом, не предполагается этим, что не принадлежат Ему другие имена, напротив того, в одном имени именуется всеми именами.
О блаженствах, слово 4
Иоанн Лествичник Бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле
(Слово 21, 7).
Епископ Кавказский Игнатий (Брянчанинов)Учение о Божеской силе имени Иисусова имеет полное достоинство основного догмата, и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов. Невежественное богохульное умствование против молитвы Иисусовой имеет весь характер умствования еретического.
О молитве Иисусовой, отдел I (Аскетические опыты, т. 1)
Св. отец Иоанн Кронштадтский Имя Божие есть Сам Бог. Потому говорится:
Не приемли имени Господа Бога твоего всуе. Или:
Защитит тя имя Бога Иаковля (Пс. 19, 2). Или:
Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему (Пс. 141, 8). Как Господь есть препростое Существо, препростый Дух, то Он в одном слове, в одной мысли – Весь всецело, и в то же время – везде, во всей твари. Потому, призови только имя Господне – ты призовешь Господа, Спасителя верующих, и спасешься. –
Всяк, иже призовет имя Господне – спасется (Деян. 2, 21). –
Призови имя Мое в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49, 16).
Моя жизнь во Христе, т. 1, с. 237
Господь при безконечности Своей есть такое простое Существо, что Он бывает в одном Своем имени – "Троица", или в имени "Господь", или в имени "Иисус Христос".
Там же, с. 422
Когда ты про себя или в сердце говоришь или произносишь имя Божие, Господа, или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом имени ты имеешь все существо Господа; в нем Его благость безконечная, премудрость безпредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, верою и любовию прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему Имени. Вот почему строго запрещает заповедь Божия употреблять имя Божие всуе, потому, то есть, что имя Его есть Он Сам, Единый Бог в трех Лицах, простое Существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время незаключаемое, то есть не ограничиваемое им и ничем сущим. Великие имена [Божии]… призванные с живою сердечною верою и благоговением, или воображенные в душе, суть Сам Бог, и низводят в душу Самого Бога в трех Лицах… Само это безконечно простое Существо может быть некоторым образом объято одною нашею мыслию, одним словом.
Мысли христианина, СПб. 1903, с. 46–47